Skip to Content

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова "Средняя общеобразовательная школа №22 имени Героя Российской Федерации Сергеева Геннадия Николаевича" Адрес: 601910, улица Грибоедова, дом 9 в, город Ковров, Владимирская область. Телефон:(49232) 5-89-36 - директор; 5-98-35 - секретарь. Факс: (49232) 5-89-36 . E-mail:i.e.gavrilova@yok33.ru Школа основана в 1989 г. Учредителем Школы является муниципальное образование город Ковров. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Коврова. адрес администрации - г. Ковров, ул.Краснознаменная, д.6; тел.(49232) 3-11-35 (приемная); сайт администрации города Коврова - http://kovrov-gorod.ru/ электронная почта администрации города Коврова - kovrov@kovrov.ru Электронная приемная администрации города Коврова - http://kovrov-gorod.ru/plea.php .

Неделя высоких технологий

Старшеклассники МБОУ СОШ № 22 побывали в ОКБМ имени И.И. Африкантова (Нижний Новгород)

15 марта ИЦАЭ Владимира и Нижнего Новгорода организовали для учеников Росатомкласса школы №22 г. Коврова экскурсию в ОКБМ имени И.И. Африкантова – предприятие, занимающееся разработкой малых атомных реакторов, экспериментального топлива и другой продукции для атомной отрасли.

Фотографии можно смотреть здесь                                             Подробнее читайте в полной версии заметки.

Владимир Галушкин, сотрудник отдела связей с общественностью, СМИ и рекламно-выставочной деятельности, рассказал о добыче урана: «Что такое казахская степь? Это плоская тарелка с редкой травой и проблесками соли, уходящая в никуда вплоть до линии горизонта. В этом необозримом пространстве чувствуешь себя меньше муравья. И в этой бескрайней степи вырыта траншея шириной примерно в километр. Роторные экскаваторы – а они похожи на колесо обозрения, только вместо кабинок ковши и размер этого «колеса» в несколько раз больше – расчищают поверхностный грунт. На глубине 20-25 метров – жила урановой руды, выглядит, как черная глина. «А где там уран?» — спрашиваю. «Видишь, в этой глине блестки небольшие, на слюду похожи? Это остатки костей животных, и вот на них атомы урана». А представьте себе, как уран добывали в 1945? Там же и экскаваторов не было!»

Владимир Галушкин объяснил, что ядерный проект начался, по сути, не с добычи урана, а с появления технологии по разделению 235 и 238 изотопов урана. И самая первая технология – газодиффузионная – была одной из разработок ОКБМ. «Газодиффузионную машину сделал А.И. Савин, а он на тот момент был третьекурсником. Это первый главный инженер нашего предприятия», — пояснил спикер. Второй этап – наработка плутония, и эту задачу на ОКБМ успешно решили. Третья важная задача – создание тяжеловодных реакторов для наработки дейтерия и трития.

Помимо работы по укреплению ядерного щита страны ОКБМ имени Африкантова специализируется на разработке и строительстве малых атомных реакторов для ледоколов и подводных лодок. Уровень надежности реакторных установок Владимир Галушкин проиллюстрировал простым примером: «Сейчас ледоколы списывают из-за износа корпуса, а не из-за выработки ресурса реактора».
В механосборочном цехе крупногабаритного оборудования школьники увидели готовые обечайки – детали ядерного реактора. Эти металлические полые цилиндры диаметром около метра изготавливают из листовой стали. Более сложные детали – рабочие колеса насосов, имеющие сложную форму – делают на пятикоординатных станках с ЧПУ. При использовании технологии литья и сварки брак составлял 50%, а это значит, что каждое такое колесо стоило вдвое дороже, чем сейчас. А использующаяся технология позволяет получать стопроцентную точность. «Когда производится сложное изделие, станок начинает «танцевать». Режущее устройство жестко закреплено, а платформа, на которой расположена заготовка, «танцует» в пяти координатах. В итоге характеристики готового колеса полностью совпадают с параметрами, заданными разработчиками», — объяснил Владимир Галушкин.

Лаборатории ОКБМ имени Африкантова больше похожи на цеха – высокие потолки, масштабные конструкции высотой в 2-3 этажа, трубы и механизмы. Там проводятся испытания насосов для реакторов БН-800, парогенераторов и других сложных устройств, которые должны выдерживать колоссальные нагрузки. «На испытаниях в помещении лаборатории никого нет. Все сотрудники находятся в изолированных пультовых помещениях, куда поступают показания датчиков из лаборатории. Наш главный принцип – это безопасность», — рассказал экскурсовод.

Затем ученики 22 школы познакомились с условиями обучения в Институте ядерной энергетики и технической физики НГТУ имени Р.И. Алексеева. В институте есть базовые лаборатории ОКБМ, и в них экскурсанты увидели опытно-экспериментальные установки тепловыделяющих сборок, макет атомного реактора для ледокола и жидкометаллический реактор. «Эти установки помогают нам избегать аварийных ситуаций в реальных условиях, повышать надежность и эффективность работы, а студенты и магистранты на практике получают новые компетенции и занимаются научной деятельностью. Например, экспериментальная аэроустановка помогает рассчитать оптимальное расположение твэлов в активной зоне, чтобы снимать с них больше тепла», — рассказал сотрудник лаборатории.Экскурсия на ОКБМ имени И.И. Африкантова была организована в рамках Всероссийской недели высоких технологий и технопредпринимательства и областного фестиваля «Марафон науки».

Total votes: 247
Ваша оценка материала


story | by Dr. Radut