Skip to Content

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова "Средняя общеобразовательная школа №22 имени Героя Российской Федерации Сергеева Геннадия Николаевича" Адрес: 601910, улица Грибоедова, дом 9 в, город Ковров, Владимирская область. Телефон:(49232) 5-89-36 - директор; 5-98-35 - секретарь. Факс: (49232) 5-89-36 . E-mail:i.e.gavrilova@yok33.ru Школа основана в 1989 г. Учредителем Школы является муниципальное образование город Ковров. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Коврова. адрес администрации - г. Ковров, ул.Краснознаменная, д.6; тел.(49232) 3-11-35 (приемная); сайт администрации города Коврова - http://kovrov-gorod.ru/ электронная почта администрации города Коврова - kovrov@kovrov.ru Электронная приемная администрации города Коврова - http://kovrov-gorod.ru/plea.php .

Памятка для родителей «Что надо знать о психологическом развитии второклассника»

Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

Ожидания второклассника во многом зависят от того, насколько успешным был для него первый год обучения. Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

Развитие самооценки учащихся вторых классов

Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она делается более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной.

Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения, с появлением во втором классе школьных отметок. Эта ситуация формирует у школьника потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания.

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Дети считают себя "хорошими", "умными" и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно. Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название "феномена вторых классов".

Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы.

Без помощи взрослых ребенок не в силах, верно, выделить критерии оценивания своей работы. Ребенок не может пока понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий, и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки.

Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания, хотя сами они в целом понимают, почему работа так оценена.  

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности  ребенка.

Рекомендации психолога:  Формирование правильного отношения к оценкам способствует развитие такого умения ученика  как учебный самоконтроль (когда школьник самостоятельно может оценить результат своих учебных действий). Ребенок обучается этому умению на протяжении всей начальной школы. Как родители могут помочь своему ребенку в формировании учебного самоконтроля?

Учебный самоконтроль включает три основные составляющие: 1) умение с первого раза понять любую учебную инструкцию (задание), 2) самостоятельно до конца сделать учебное задание, 3) самостоятельно проверить сделанное задание (оценить, так или не так получилось, и, по необходимости, исправить найденные ошибки). Все эти три составляющие учебного самоконтроля взаимосвязаны.

При выполнении домашнего задания родители могут проверить, насколько у их ребенка развит учебный самоконтроль.

Для проверки первой составляющей (понимание инструкции) надо попросить ребенка повторить, что он сейчас будет делать, как он будет выполнять задание (после того, как ребенок услышал от родителя или прочитал задание в учебнике). Если ребенок без труда повторяет и готов делать задание, значит первая составляющая учебного самоконтроля у него развита. Поддержите ребенка психологически: «Молодец, ты понял, что надо делать, значит ты справишься с заданием самостоятельно».

Приучайте ребенка внимательно читать задание в учебнике, так как часто дети не понимают, что делать, потому что перевирают слова в инструкции.

Для проверки второй составляющей учебного самоконтроля (самостоятельное выполнение задания без пошагового контроля со стороны взрослого) дайте возможность ребенку самому сделать задание. Если увидите, что ребенок неверно делает задание, предложите ему вспомнить инструкцию (возможно, в ходе выполнения он забыл, что надо делать). Если ребенок постоянно спрашивает, так ли он делает (то есть ждет контроля со стороны родителя за каждым своим шагом), постарайтесь не давать никаких оценок, а либо подбодрите ребенка («делай до конца сам, ты хорошо понял задание, в конце вместе посмотрим, как у тебя получилось»), либо вернитесь в первому шагу – предложите ребенку вспомнить инструкцию.

После того, как ребенок закончит выполнение задания, не спешите сами оценивать результат, иначе ребенок никогда не научится делать это самостоятельно и до конца школьных лет вам придется с ним делать домашние задания. Помогите ребенку самому проверить  результат его работы с помощью следующих вопросов: «Получилось задание? Что сделал хорошо? А где сделал не так?». Важно, чтобы ребенок сам ответил на эти вопросы, сам нашел и исправил допущенные ошибки. Только после этих действий ребенка родители могут высказать свою оценку результатам  работы.

Может показаться, что такое взаимодействие с ребенком при выполнении домашних заданий очень утомительно: родителю быстрее и легче  самому указать на ошибки ребенка и исправить их. Но в этом случае у ребенка не только не сформируется навык учебного самоконтроля, но и затормозиться в целом развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

 

Особенности психического развития второклассников

Ведущей деятельностью в это время продолжает оставаться учебная. Учеба определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой, общения.

У второклассника продолжается закрепление «внутренней позиции школьника». Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.

Во 2-ом классе продолжается развитие основных характеристик познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения,      мышления, речи.

Все познавательные процессы в этом возрасте становятся произвольными (ребенок может проявлять волевые усилия, сосредоточивать свое внимание в течение необходимого времени), продуктивными (второклассник должен получать конечный продукт) и устойчивыми (его внимание не рассеивается в течение необходимого времени). Это еще трудно для второклассника, и он быстро устает. Усталость эта возникает не от умственной работы, а от неспособности ребенка к физической саморегуляции. Поэтому детей необходимо учить рациональным приемам использования своего времени.

Внимание приближается к взрослой норме (устойчивость, концентрация), объем меньше, переключение больше.

В целом улучшается механическая память. Но особенностью этого возраста является то, что у детей уменьшается объем памяти, поэтому необходимо обучать их приемам рационального запоминания (специальным мнемотехническим приемам).

В это время у учеников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть).

Абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Практически все сказанное понимается второклассниками буквально.

Развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Но часто ребенок не может решить поставленную задачу из-за того, что не способен проанализировать ее условие.

Развивается рефлексия, внутренний план действий. Рефлексия развита у второклассника еще недостаточно хорошо, поэтому он во всем ориентируется на оценку взрослого. Второклассник воспринимает школьную оценку как оценку всего себя как личности или как отношение к себе (любят его или не любят).

Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе, развивается ценностное отношение к учебной деятельности. У второклассников учебная мотивация бывает: 1) негативная, когда ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости; 2) формальная, когда ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя; 3) содержательная, когда ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.

Второклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников при общении с ними.

Круг общения второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют. Но у него уже  формируется представление о товариществе, понимание ценности "я-другой".

Total votes: 177
Ваша оценка материала


story | by Dr. Radut