Skip to Content

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова "Средняя общеобразовательная школа №22 имени Героя Российской Федерации Сергеева Геннадия Николаевича" Адрес: 601910, улица Грибоедова, дом 9 в, город Ковров, Владимирская область. Телефон:(49232) 5-89-36 - директор; 5-98-35 - секретарь. Факс: (49232) 5-89-36 . E-mail:i.e.gavrilova@yok33.ru Школа основана в 1989 г. Учредителем Школы является муниципальное образование город Ковров. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Коврова. адрес администрации - г. Ковров, ул.Краснознаменная, д.6; тел.(49232) 3-11-35 (приемная); сайт администрации города Коврова - http://kovrov-gorod.ru/ электронная почта администрации города Коврова - kovrov@kovrov.ru Электронная приемная администрации города Коврова - http://kovrov-gorod.ru/plea.php .

Памятка для родителей «Что надо знать о психологическом развитии третьеклассника»

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

 

Особенности психического развития третьеклассников

В третьем классе ведущим видом деятельности, основным механизмом познания окружающего мира, продолжает оставаться учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам.

В 3-ем классе идет развитие произвольности следующих психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, речи,  саморегуляции, воли.

Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим.

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

У третьеклассников лучше развиты свойства внимания и его организованность. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания. Успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания.  В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Рекомендации психолога: Для тренировки внимания могут быть использованы разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур.

В развитии памяти наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников — многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому в 3-м классе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

 Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Рекомендации психолога:  В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др. Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания (записывание того, что надо хорошо запомнить, ведение «читательского дневника», составление простейших конспектов и пр.).

Особенно важная роль в работе с третьеклассниками принадлежит развитию их мыслительных способностей.

У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления.

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.

Направляя усилия на развитие мышления детей, необходимо учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте. Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому для целенаправленного развития понятийного мышления следует уделять внимание развитию детского воображения.

Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к школе.

Дети третьих классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Общение третьеклассника имеет следующие признаки: неустойчивость контактов, эмоциональность, зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей (ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют), разрыв между мальчиками и девочками, взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.

Total votes: 188
Ваша оценка материала


story | by Dr. Radut