Skip to Content

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова "Средняя общеобразовательная школа №22 имени Героя Российской Федерации Сергеева Геннадия Николаевича" Адрес: 601910, улица Грибоедова, дом 9 в, город Ковров, Владимирская область. Телефон:(49232) 5-89-36 - директор; 5-98-35 - секретарь. Факс: (49232) 5-89-36 . E-mail:i.e.gavrilova@yok33.ru Школа основана в 1989 г. Учредителем Школы является муниципальное образование город Ковров. От имени муниципального образования функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Коврова. адрес администрации - г. Ковров, ул.Краснознаменная, д.6; тел.(49232) 3-11-35 (приемная); сайт администрации города Коврова - http://kovrov-gorod.ru/ электронная почта администрации города Коврова - kovrov@kovrov.ru Электронная приемная администрации города Коврова - http://kovrov-gorod.ru/plea.php .

Памятка для родителей «Что надо знать о психологическом развитии четвероклассника»

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Особенности психического развития четвероклассников

В четвертом классе ведущим видом деятельности, которая влияет на психическое развитие, продолжает оставаться учебная деятельность.

У большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.

Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период.

Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.

Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка. Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания.

У четвероклассников формируется произвольность познавательных процессов: внимания, памяти. К 9- 10 годам дети способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Память приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой и опосредованной. Под влиянием обучения память развивается в 2-х направлениях: 1) усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным); 2) происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и неудач.

К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. К окончанию четвертого класса у школьника большее развитие получает понятийное мышление.

Но возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в будущем.

В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.

Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходит осознание потребности в саморазвитии. Ребенок начинает осознавать свои права и обязанности.

Самооценка становится устойчивой. Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать. Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он научится адекватно себя оценивать.

Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

Четвероклассники отличаются большой жизнерадостностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей,  с определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск.  Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

Более зрелым становится общение. К значимым взрослым (родители, учителя) дети начинают относиться как к обычным людям, имеющим свои достоинства и недостатки. Сверстники становятся более значимыми. Их мнение становится более важным, чем мнение взрослых. Развивается сотрудничество, формируется способность интересоваться другими людьми и принимать участие в их делах. Активизируется межполовое общение.

Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. В этом возрасте могут развиться социальные страхи (боязнь не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения), может повыситься эмоциональное реагирование на трудности, появиться чувство одиночества.

Ребенок этого возраста активно размышляет по поводу своих действий, может утаивать свои переживания. Внешне ребенок не такой как внутренне. Именно эти изменения приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляются в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия (дома, в спортивной секции, кружке по интересам), которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

 

Готовность четвероклассников к обучению в основной школе

Остановимся на основных компонентах готовности к переходу в среднее звено школы, обратим внимание на особенности младшего школьника, которые должны сформироваться к 10 годам.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения.

Это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, не научится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее, что потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Какие же умения важны для успешного обучения в основной школе? Это следующие умения: слушать учителя, выделять главную мысль сообщения, связно пересказывать содержание текста, отвечать на вопросы к тексту, ставить вопросы к тексту, делать содержательные выводы на основе полученной информации, письменно выражать свою мысль, привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.), адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности:  умение сравнивать и находить общее и различное, выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.

В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет ее содержание.

Рекомендации психолога:  Четвероклассника необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль, составлять план текста, запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.

Навык связного пересказа необязательно развивать только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.

Total votes: 175
Ваша оценка материала


story | by Dr. Radut